Александр Колчак – ещё один легендарный флото- и полководец Первой Мировой и Гражданской Войн. Родился 16 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге в семье штабс-капитана, участника Крымской Войны, Василия Ивановича Колчака и Ольги Ильиничны, из купеческой семьи, учился в 6-ой классической гимназии, имел плохую успеваемость. В 1888 году поступил в Морское училище, где стал уже одним из лучшим учеников, в 1892 году был произведен в Унтер-офицеры, в 1894 году – в мичманы, ещё через несколько лет – в лейтенанты. После окончания обучения принимал участие в изучении северной части Тихого Океана: Охотского и Берингово морей, хотел плыть с адмиралом Макаровым в Арктику, но последний не смог взять его. В 1899 году Колчак выпустил свой труд о Японском и Жёлтом морях. Участвовал в Русской Полярной Экспедиции Толля (1900 – 1902 годах) от Балтики до Дальнего Востока, за которую был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени, был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. Затем командовал поиском группы своего товарища Толля. С началом Русско-Японской войны служил во флоте, устанавливал мины, управляя миноносцем “Сердитый”, на одной из его мин подорвался японский крейсер “Такасаго”. Потом, в связи со здоровьем Колчак перевелся на сушу, где командовал батареей под Порт-Артуром. После капитуляции оказался в госпитале Нагасаки, затем уехал в Петербург. С окончанием войны продолжал свою научную деятельность, принял участие в реорганизации флота.


С началом Первой Мировой Войны был отправлен на Балтику. Как и всегда, он проявлял энтузиазм, стремился в бой, в ходе работы показал себя как мастер введения минной войны: в августе 1915 года, благодаря Колчаковских минам, немцы не смогли получить поддержку с моря при наступлении на Ригу, тем самым, город остался за нами. Осенью, помимо флота, командовал минной дивизией, которая действовала и на море, и на суше. За её дальнейшие успехи Колчак был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. На рубеже 1915-1916 годов у женатого Колчака начинаются отношения с Анной Васильевной Тимирёвой – женой его сослуживца, но, несмотря на это, свою семью Колчак не оставил. 10 апреля 1916 года Колчак был произведен в контр-адмиралы. Весной потопил немецкие суда с железной рудой, двигающихся из Швеции в Германию. 28 июня 1916 года Николай II произвел Колчака в вице-адмиралы и назначил командующим Черноморским флотом. В первые дни Колчаку удалось едва ли не потопить крейсер Бреслау, после этого ни он, ни крейсер “Гебен” не рисковали выходить за Босфор. Помимо разработки Босфорский операции Колчак занимался минированием всего турецкого побережья.
Во время революции оставался верным Императору, соответственно негативно относился к Временному Правительству, хотя всё же был вынужден признать его. Летом 1917 года он отказался от командования Черноморским флотом, соприкасался с Корниловым, пытался поступить на службу в Великобританию. До 1918 года скитался по миру: был в Великобритании, в США, в Китае. В 1918 году, в мае, он приступил к формированию отрядов на КВЖД для сопротивления большевикам, но, не имея успехов из-за противостояния с Японией, пожелал уехать на Юг к Алексееву и Корнилову. Уже по дороге ему предложили сотрудничество с Директорией, не имевшей стабильности и враждовавшей с Советом министров. Прибыв в Омск, Колчак поддержал последних и после переворота, 18 ноября был провозглашен Верховным Правителем России. Весной 1919 года Белые под его командованием полностью занял территорию Урала, заняли Пермь были готов начать наступление для соединения с Деникиным, но после началось отступление, в ноябре 1919 года он был вынужден оставить свою столицу – Омск, в январе 1920 года он передал пост Верховного Правителя России Деникину. После предательства Колчака чехами он был передан в руки большевиков в Иркутске. На помощь Колчаку шло войско Каппеля, но 7 февраля 1920 года Колчак был расстрелян.

Рубрики: Статьи

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *