События в Екатеринбурге, которые продолжают бушевать уже успели облететь всю страну, эту ситуацию тут же окрестили «майданом». Что происходит в Екатеринбурге? СМИ преподносят это как «американское влияние», «работу спецслужб», другие говорят о противостоянии «прогрессивного общества» и церкви, в итоге же получается интересная картина, но обо всем по порядку.

В чем причина протестов?

Официальная причина, которую выставляют все кому не лень — это противостояние «гражданского общества» в защиту «любимого горожанами сквера» против попыток РПЦ построить храм на этом месте. Начнем с того, что в Екатеринбурге с 2010 года Церковь и местные активисты пытаются восстановить исторический Екатерининский Собор — старейшую церковь города, церковь в честь духовной покровительницы города, взорванную большевиками в 1930 году. Представьте, начиная с 2010 года, почти 10 лет храма все так и нет, в чем причина? В том, что строительство и место стройки постоянно переносили власти, учитывая мнение общественности, которой не нравилось где будет стоять храм. Проект несколько раз меняли, а место переносили. 

У храма было два проекта: возведение собора на историческом месте — ныне «площади Труда» и, так называемый, проект «Храма-на-воде». Первому проекту помешала общественность, указывая на ценный исторический фонтан 1960 года постройки — «Каменный цветок». Строители и защитники храма пошли на уступки, перенесли место, но рядом воздвигли небольшую часовню в память о храме.

Второй проект, проект «Храма-на-воде» забраковали сразу по нескольким причинам: то активисты выступали за сохранение композиции соседних зданий — облика города, то за сохранение пруда, то указывали на невозможность строительства, потому что рядом проходит ветка метро и ряда других причин.

Активисты и паблики атеистической направленности тут же стали упрекать власти и общество, что распространяется мракобесие, «почему бы не строить школы и больницы»? и тому подобные вопросы. Сразу же началась кампания против строительства храма, проходят пикеты в других городах России. Все эти активисты борются за «здравый смысл», «науку», «прогресс».

Однако, что еще важно в этом конфликте, так это общая ситуация в городе. Екатеринбург достаточно динамичный и развивающийся город, который не первый год уже становится местом, где свою активную позицию могут проявить граждане, в частности право-консервативные силы, вспомнить хотя бы проект переименования улиц, районов в честь членов царской семьи или ежегодный крестный ход в память о трагическом событии — убийстве царской семьи. С 1990-х годов из Екатеринбурга хотели сделать и уральскую республику и автономию, чего только не было — город и население активное. 

Нынешний протест нужно рассматривать не только как противостояние антиклерикалов и церкви, но как противостояние именно общества и властей, не столько РПЦ, хотя и религиозный вопрос здесь имеет место. Протестующие вышли с различными флагами от флагов защитников природы и озеленения города, до флагов Уральской республики, иными словами сепаратисты. Неполитические акции протеста резко переросли в политические. Почему? Просто потому, что получить согласование политической акции или шествия сложнее чем неполитического. Поэтому утверждать, что в данном случае идет только о противостоянии сторонников церкви, христианства и антиклерикалистов-атеистов.

С другой стороны противники строительства церкви, говоря о том, что защищают зеленую зону, любимое место горожан, либо не видели проектов строительства храма и композиции вокруг территории, либо просто не понимают значения строительства для их же сквера. Никто не собирается уничтожать сквер, ставить на нем один большой храм. Строительство храма означает прежде всего облагораживание территории, появление нового места для туристов, новой достопримечательности для города. Посмотрите на нынешний вид парка и на те проекты, которые предлагают. Нынешний сквер не представляет из себя никакого оригинального объекта, обычный сквер как и в других городах, где выгуливают собак, время от времени гуляют с колясками, появляется молодежь, но много ли там туристов? Много ли там регулярных прогулок молодых людей, семей? Ответ — нет. Это место ничем не отличается от таких же по всей стране, и вместо того, чтобы протестовать, противникам стоит посмотреть на те плюсы, которые будут от строительства храма. 

Прежде всего, строительство храма не означает «мракобесие», никто насильно людей или детей в церковь не потащит, регулярно звонить в колокола и «будить народ» не будет. Время от времени на праздники будут крестные ходы и колокольный перезвон, в остальной же период храм будет стоять как и соседние здания, тем не менее он разнообразит облик города на фоне обычных многоэтажек. 

Также хотелось отметить то лицемерие, которое было со стороны тех же антиклерикалов, когда произошел пожар в Нотр-Дам-де-Пари, то все как один выступили с соболезнованиями, многие призывали жертвовать на реставрацию древнего европейского собора, памятника архитектуры. По их же мнению, стоило сказать, что это восстановление — пособничество мракобесию, восстановление христианской святыни. Однако таких возгласов не было. Почему? Потому ли, что это католики? Интересная логика: православные — маразм, мракобесие, а католики — надо спасать?

Когда в том же Екатеринбурге строили мечеть или синагогу, то общественность слышно не было, никто не протестовал. Почему спрашивается? Это вопрос. Выясняется, что господа антиклерикалы молчат, когда дело касается других конфессий, то все нормально, стройте где хотите и в каких размерах. Когда же речь идет о православных храмах, то тут сразу же поднимается «гражданское общество». Парадокс. Очень однобокая защита от «мракобесия».

Во всем этом противостоянии видно только одно — общественность, выступающая против строительства храма не столько против постройки конкретного здания, сколько против властей и церкви, именно православной церкви, которая видится, как еще одна ветвь власти. Протесты имеют более глубокое основание чем простое строительство храма, которое объективно не мешает и не уничтожает зеленую зону, но наоборот ведет к облагораживанию территории и появлению еще одного объекта культуры, объекта для туризма, объекта для молодежи, населения, для проведения культурных мероприятий. 

Наша официальная позиция — #ЗаХрам. Почему? Потому что этот объект не вредит ни облику города, не мешает озеленению территории Екатеринбурга и не в коем случае не мешает тому, чтобы параллельно с этим строительству больниц, школ и других объектов.

Автор статьи: Павел Кузнецов

Рубрики: Статьи

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *