Из всех многочисленных образов, с которыми могла бы ассоциироваться Россия особняком стоит образ святого Георгия. Того самого святого, который, не будучи этнически русским (хотя для святых людей это не имеет значение) стал символом не только Русского воинства, но и самого Русского государства, ведь именно его изображение находится в центре русского герба.
С чего бы нам вообще поднимать эту тему и какое это отношение имеет к реальности? Однако, имеет. Для каждого народа, для каждой великой державы, как и для человека, в частности, необходимо понять «кто я», «что я» и «зачем живу». Государства появлялись и сплачивались по экономическим, этническим и историческим причинам, но в любом государстве, когда оно достигало своего рассвета, своей государственной зрелости, было необходимо найти ту самую идею (либо комплекс идей), которая бы являлась отражением представления народа о своем месте в истории человечества. В США есть Американская мечта и дядя Сэм, в Ирландии есть идея изумрудного острова святого Патрика, оплота католичества. У Британии идея как афоризм, идея господства – «правь, Британия, морями!». В КНДР идея построения коммунистического общества, в молодых республиках СНГ сейчас идея построения национальных государств и т.д. В России как-то не сложилось с национальной идеей, вернее, так принято думать, что у нас нет идеи. Однако, рассмотрение данной проблемы началось еще в XI веке первым русским митрополитом Илларионом. И знаете что? Илларион утверждает уже в XI веке, что Русь – это равнозначная участница мировой политики, страна, которая ничем не уступает другим, с мудрыми правителями, с православной верой. Русская идея рождается из этого труда (именно в плане философии, изложенной в труде, насколько эта идея была в народе – сложно судить, быть может уже была, а может только зарождалась), переходит к идее преемственности наследия Трои, Рима, Византии (*историки поймут), провозглашает себя Третьим и окончательным Римом, не бывать четвертому Риму. Если же мы с вами пойдем углубляться в историю Рима, то это центр мира, это богами избранная земля, избранный народ, это земля великого количества христианских святых, в конце концов, Рим – это город святых апостолов Петра и Павла. Город, который по значению равен быть может только Иерусалиму.
Затем была идея Российской империи, равнозначной европейской державы, России как Великой державы, утвердившейся в числе ведущих стран (что продолжается и по сей день), затем были имперские амбиции (в хорошем смысле), был натиск на Юг, были попытки освободить Константинополь, затем Отечественная война 1812 года и триада Уварова – Православие, Самодержавие, народность. И все это вкупе с одной идеей, которая доселе не была озвучена. Россия не только самостоятельная страна, полноправная участница мирового политического сообщества, не только страна воинов, творцов, путешественников и подвижников, не только оплот Православия в мире, но и страна, которая отстаивает справедливость. Сложно найти в качестве примера что-то лучше, чем слова двух великих людей, которые застали разную Россию, но одинаково почувствовали главную черту русского народа:
«Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда её», – Ф.М. Достоевский.
«Русские люди никогда не будут счастливы, зная, что где-то творится несправедливость», – Шарль де Голль.
Действительно, русский народ именно таков. У нас очень острое чувство справедливости, эта особенность прослеживается и в честном, равном, уважительном общении с партнерами, в ведении войн, в решении глобальных проблем, в принятии политической позиции. Те, кто думают, что защищать униженных и оскорбленных – это наследие СССР, то ошибутся. Нет, речь не идет о таких униженных и оскорбленных как те, что бегают в США под эгидой BLM или о тех, у кого 151+ гендер или нет национальности и религии, а о тех, кто был гоним и преследуем в историческом контексте. Так Россия и русские люди не могли спокойно смотреть как тюрки и арабы притесняли христиан, славян: сербов, болгар, черногорцев, греков, армян, осетин и других. Но не только за единоверцев и братьев по крови заступалась Россия. Были и другие страны и народы, была защита Кореи от японской экспансии, было и освобождение народов Европы от французской гегемонии. Были ли у России только корыстные цели? Нет, далеко не всегда, часто случалось, что самого общество рвалось на защиту тех, кого изничтожают, насилуют и калечат. Не просто так говорят, что у русских широкая душа, есть что-то в нас от великих святых, которые отдают последнее нуждающимся, а сами…сами как-нибудь справимся. Справедливо сейчас кто-то заметит, что это не есть норма, да, это не норма, стоит и о себе, и о потомках подумать, но великая сила добродетели и жертвенности все же живет в нас.
Итак, Россия – защитница слабых, Россия – борец за справедливость, стало быть Россия – это борец со злом. Не пугайтесь таких сравнений и утверждений, здесь нет места мракобесию или мечтательности, здесь присутствует государственная философия и государственная мифология, а они всегда связаны с некоторыми абстрактными образами. Россия как борец со злом – это своего рода святой Георгий Победоносец, который отстаивает Правду, решительно пресекает распространение и торжество сил зла, несправедливости. Имеет ли русский народ назваться народом-победоносцем? Имеет, тому есть историческое подтверждение. Имеет ли русский народ право назваться миротворцем и защитником слабых? Имеет, это уже не только история, это реальность, это практика. Согласитесь ли вы, что сейчас именно с позиции отстаивания международного права, защиты обездоленных, угнетаемых, с позиции отстаивания интересов не только своих, но и союзных России государств, наша страна ведет политику? Да, не всегда удачно, да, не всегда это идет нам на пользу, но факта не отнять. Поэтому, если русские и не думали, когда выбирали в качестве покровителя не только воинства своего, но и своей страны святого Георгия Победоносца, то спустя века его святой образ как нельзя лучше отражает сущность того, чем живет и во что верит наш многострадальный, но великий русский народ.
0 комментариев