В XX веке тысячелетнюю Россию было решено судить и казнить. Повели, значит, Россию на казнь, возвели на эшафот, прочитали приговор и резким движением выбили табуретку из под ног, вот она висит и задыхается, а толпа гудит, матросы ржут и покуривают папиросы, а где-то на трибуне человек в очках и с бородкой кричит о великих путях революции, а второй, но уже лысый человек с бородкой хитро щурится на все вокруг, довольный, теперь ведь все «общее», а сам о тронном зале в кремле все думает, как бы его удобнее обставить. И вот эти люди казнили Россию, вылив на нее черный поток лжи, ткнув народу в лицо, что те, видите ли, рабы при этой России были, а теперь нет, теперь свободные «совейские граждане». И началась новая эпоха, здравствуй новый дивный мир.

Вы спросите к чему это? К тому, что у нас, русских людей, была выбита опора из под ног, самое главное — нашу Родина. Верно отметить, что расколы в России происходили время от времени, что Крещение Руси, что правление Алексея Михайловича, что петровские реформы. Да, было, это факт, но никогда Русь или Россию не казнили. Всегда был мост, который соединял, и народ чувствовал единство этих вещей, событий, истории. Но в 20 веке Россию решили заменить, заменить ее решили социалисты. Как пели, так и сделали, старый мир разрушили, новый начали строить. И началось мифотворчество. В сторонке стоят и курят нервно Гесиод и Гомер, плачет Геродот. Советское правительство выносит из России Россию, на свалку, в овраг или канаву, а на место России интернационального идола. И в этом во всем только одна цель, сделать нашу страну плацдармом для воплощения утопии. Новый плацдарм и история с нуля. Так им хотелось, но не вышло. Историю не убить, не удалить, пришлось менять. Шла Россия от Рюрика и до Николая II. Дошли до Николая и пролили чернила, погрузили последние годы России в туман. Да так, что до сих пор картина маслом у тех, кто мало с историей знаком. Русско-японская, Первая мировая, что это? Разве не сразу Ходынка и штурм зимнего дворца и арест Николая? Вот такая чепуха. России народ не знает, для него собственная история как Америка для Колумба.

Андрей Ромасюков. «В штыки!» (Атака 97-го Лифляндского пехотного полка в гумбиненском сражении 1914 г.)
Павел Рыженко. «Прощание с конвоем».
Андрей Ромасюков. «Пропасть».

Говорят, нет пророков в своем отечестве. Про пророков ничего не знаем, а титанов видели. На небосводе русской культуры нет ни солнце, ни луна, такая характеристика не для них, они как звёзды, указывающие путникам дорогу.

Как долго не было таких людей как Верещагин. За что казалось бы он нам так нравится? Ответ прост. Он показал нам и внешнюю и внутреннюю сторону жизни. Он — титан, открывший нам и Бородинский бой, и Москву в огне, и пески Туркестана, и вихри Русско-турецкой, и внешний вид и суть самой войны. Он дал нам глубокие образы тех событий, что нашу историю составляют, что связывают настоящее и прошлое, что делает нас сопричастными к делам наших предков, что связывает нас воедино.

Павел Рыженко. «Прощание с погонами».
Павел Рыженко. «Госпиталь».
Андрей Ромасюков. «Золото и пепел. Атака I-го Марковского офицерского полка. Осень 1919 г.»

Почти 100 лет был один монументальный человек с маргинальными чертами, это называлось соцреализм. Что нибудь слышно про первую мировую или гражданскую у соцреализма? Слышно, да немного. Это не тот пласт, что соединяет историю страны воедино. Но в наше время есть такие титаны, один почил в 2014, вечная ему память и слава! Второй, слава Богу, живёт и творит. Картины этих людей вы наверняка видели. Это титаны нашего времени — Павел Рыженко и Андрей Ромасюков.

Павел Рыженко

Такие разные, но все же похожие. У Рыженко больше созерцательности, погруженности в вечное, духовное. У Андрея Ромасюкова же более точные детали, он не только создаёт образ, но и уделяет внимание исторической точности. Работы этих двух титанов освещают. Те события, которые предали забвению.

Андрей Ромасюков

Они как Прометей даровали нашему населению огонь, светом озарив прошлое, вытащив из истории образы людей, их внешний облик, их внутренние переживания. Они указали нам на наших предков-героев, преданных забвению, лишенных памяти потомков. Со всеми красками, переживаниями и верой, они передают нам то, о чем не могут рассказать фотографии, они погружают нас в гущу событий, и вот мы уже боремся с немцами за знамя или прощаемся с конвоем, идём по степям за Единую и Неделимую, сидим в Крыму на пристани, в Париже Пасху отмечаем, и с болью о России вспоминаем…

Андрей Ромасюков. «Графская пристань».
Павел Рыженко. «Фотография на память».

Павел и Андрей достали из петли Россию. Она никогда не умирала, но спала литаргическим сном в каждом из своих детей. И вот пробудилась, преемственность возвращается.

Советский эксперимент не удался, Россия воспряла ото сна.

Автор статьи: Павел Кузнецов

Рубрики: Статьи

1 комментарий

Станислав Владимирович Липский. · 20.03.2020 в 14:04

Ну напишу кратко. Интересная статья, как каллиграфист напишу эту статью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *